Валунная дамба между островами Большой Соловецкий и Большая Муксалма. Одной из наиболее заметных достопримечательностей Соловецких островов, а также уникальным инженерным сооружением считается дамба, которая соединяет остров Большой Соловецкий и остров Большая Муксалма. Впоследствии дамба стала называться «Каменный мост». Рукотворная дамба олицетворяет титанический труд, проделанный в старину монахами.
Уставом Соловецкого монастыря было запрещено поблизости от жилья монахов разводить живородящую скотину, именно поэтому скотный двор, принадлежавший монастырю был основан на острове под названием Большая Муксалма. Обширные заливные пастбища с сочной травой с давних пор определили хозяйственную принадлежность Муксалмы. Но пролив, известный под названием Железные Ворота, разделял Большой Соловецкий остров и остров Большая Муксалма, и значительно осложнял сообщение между ними.
Исторически дорога на Муксалму начиналась у стен монастыря и шла на восток Большого Соловецкого острова до южного побережья залива Долгая губа. Здесь, через узкий пролив, называемый Железные ворота, монахи переправляли людей и грузы на соседний остров. Однако этот пролив очень опасен для мореплавания, скорость течений во время приливов и отливов может достигать здесь 5 узлов. Поэтому для развития масштабного хозяйства было важно создать надежное сообщение между двумя островами. Кроме того, ввиду заболоченности большей части острова вставал вопрос об обеспечении животных кормовой базой и возможности перегона их на соседние острова.
Начало строительства данного сооружения было положено в 1827 году. Автором и руководителем работ по сооружению дамбы является крестьянин Холмогорского уезда Федор Соснин, в 1867 году на Соловках принявший постриг в монахи под именем Феоктист. Нынешний же вид дамба приобрела в 1865 году. Руководство строительством осуществлял монах Иринарх. Участие в строительстве дамбы принимали монахи, трудники и до 400 человек наемных рабочих.
Соловецкие острова богаты на достопримечательности, причем достопримечательности этих островов очень разнообразны. Дамба протяженностью 1 200 метров на первый взгляд производит двоякое впечатление. Сначала приходит на ум, что это развалины колоссального строения, либо бессистемное нагромождение камней, растянувшееся между островами. Впрочем, если внимательно приглядеться, то складывается более точное представление о данном уникальном сооружении. Кладка дамбы состоит из громадных валунных блоков, заваленных песком. В ширину проезжая часть в среднем составляет около шести метров. Трасса дамбы протянута по минимальным глубинам пролива и обладает пятью изгибами, среди которых имеются очень крутые. Впрочем, углы дамбы служат волнорезами. Центральная часть данной дамбы с севера и юга огорожена выдающимися в море нагромождениями камней. Камни, из которых сооружена дамба, держатся без раствора.
Один из участков дамбы являет собою мост: здесь кладка сделана в виде арок, через которые и осуществляется сообщение обеих частей пролива. Собственно дамба и есть самая большая достопримечательность острова Большая Муксалма.
Высота дамбы составляет примерно четыре метра, что является залогом безопасности во время сильного морского волнения. И все-таки при очень сильных штормах некоторые волны пересекают дамбу, при этом размывают земляную присыпку и оставляют на ее поверхности многочисленные водоросли, постепенно подтачивая камень в проездных арках.
Однако, следует отметить, что соловецкая дамба – не первая постройка такого рода. Первая, протяженностью в 300 метров, дамба была проложена в 1828 году между островами Большая и Малая Муксалма. Данную «малую» дамбу можно увидеть и в наши дни во время отлива. В первоначальном виде Муксаломская дамба, впрочем, так же, как и ее предшественница, не являла собой сплошного массива, а имела переходной мост, возведенный из дерева, под которым имели возможность беспрепятственно проплывать небольшие суда.
ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Rubbly Dam
Адрес: 163000, Архангельская область, Приморский район, Соловецкий архипелаг, между островами Большой Соловецкий и Большая Муксалма
Координаты: 65.018967, 35.878787
Автор и руководитель работ по сооружению дамбы: Федор Соснин (монах Феоктист) и монах Иринарх
Дата строительства : 1827 -1865 годы
Протяженность дамбы: 1 200 м.
Статус: Объект культурного наследия России федерального значения рег. № № 2910128000
КОНТАКТЫ
Режим работы: круглосуточно
Вход: бесплатный
ИНТЕРЕСНОЕ РЯДОМ