войти через Google+ войти через VK

Соловецкие острова - Елеазарова пустынь: фото, описание

  При Соловецком монастыре находится Елеазарова пустынь, которая была названа в честь преподобного Елеазара Анзерского – знаменитого основателя Свято-Троицкого скита. Елеазар родился в небольшом городе Козельске в купеческой семье Севрюкиных. Согласно благословению своих родителей, он отправился в Соловецкий монастырь, в котором принял постриг от преподобного игумена Иринарха. Сразу по прибытии в монастырь Елеазар открыл в себе удивительную способность к художественному ремеслу и стал активно обучаться резьбе по дереву, а позже стал и сам принимать участие в украшении Преображенской церкви.

   В 1612 году Елеазар покинул монастырь и отправился на Анзерский остров, где стал вести отшельнический образ жизни, все время пребывая в богомыслии и молитвах. Поселился Елеазар на небольшой горе, расположенной прямо возле озера, которое сейчас носит название Большого Елеазарова. На этом месте он поставил крест и выстроил небольшую келью. Для того, чтобы питаться на опустошенном острове, он вырезал для себя небольшие деревянные чаши и оставлял их рядом с пристанью. Когда мимо острова проплывали люди, то они забирали себе чаши, а взамен этому оставляли продукты и припасы. В 1616 году Елеазар был пострижен в схиму.

   На острове преподобный прожил четыре года, а затем переселился в прибрежную зону морской губы, вскоре получившей название Троицкой. К Елеазару стали приходить паломники, также как и он, искавшие уединения и безмолвия. Известно, что преподобный на протяжении своей жизни всегда вел древний порядок пустынножительства. Вскоре было положено начало строительства Свято-Троицкого скита.

Известно, что на протяжении всей своей жизни преподобный Елеазар работал над книгописанием - он не только составил, но и переписал несколько книг «Цветника», в состав которых вошли старые и, в большей мере, забытые повести. К тому же, преподобному принадлежит толкование на чин монашеского келейного правила.

   Елеазарова пустынь на долгий промежуток времени была забыта, и только в начале 19 столетия иеромонах Иосиф нашел на месте проживания Елеазара крест. На протяжении 1825 года была возведена небольшая из дерева часовня в честь преподобного Елеазара Анзерского, в помещении которой хранились ряса и Псалтырь, принадлежащие этому святому. На сегодняшний день имеются сведения о нескольких иконах, когда-то находящихся в часовне: икона явления Богоматери преподобному Иову, икона святителя Филиппа с преподобным Иринархом и Елеазаром и икона явления Пресвятой Богородицы преподобному святому Елеазару. Начиная с середины 19 столетия, на месте бывшего проживания Елеазара проживал подвижник по имени Феодор.

   В течение времени действия Соловецкого лагеря в здании Елеазаровой часовни был размещен пикет охранников. В те времена пустынь была разорена и заброшена на долгие годы.

   В 1995 году произошло чудо: соловецкий отряд арктической морской экспедиции обследовал места, где ранее находилась пустынь. На протяжении 1996-1998 годов на этой территории проводились исследовательские и археологические работы, в течение которых был полностью расчищен фундамент кельи. От старинной Елеазаровой часовни дошли до нашего времени только ветхая дверь и начальный венец сруба. На данный момент место расположения часовни обозначено при помощи деревянного креста.

   Немаловажным фактом является наличие на острове Анзер, между Свято-Троицким скитом и Троицкой губой, святого источника, расположенного совсем рядом со скитом. Монастырские иноки бережно хранят этот источник, над которым имеется сруб и беседка, а вода из источника поступает по деревянным трубам. Недалеко от источника установлен большой поклонный крест, на котором имеется надпись, что он был поставлен при строителе Пармене, а также при участии иеромонаха Ефрема 24 октября 1917 года.

   В те времена, когда существовал Соловецкий лагерь, большие водовозы брали родниковую воду для питья заключенным. Даже сегодня на старинных обветшалых досках в беседке можно заметить послания и разного рода росписи пленников смертельного концлагеря.

Чтобы добавить комментарий необходимо
ЕЩЁ ПУБЛИКАЦИИ